su13@pochta.ru

| Первый | Второй | Третий | Четвёртый | Пятый | Шестой | Седьмой |


1.4. Команды

Программа - это набор инструкций для компьютера. Программы, которые могут быть выполнены компьютером без предварительной трансляции, называются исполняемыми программами или командами. Как обычному пользователю системы UNIX вам доступно множество стандартных программ и инструментальных средств. Если вы используете систему UNIX для написания программ и развития программного обеспечения, то вы также можете задействовать системные вызовы, подпрограммы и другие инструментальные средства. И, конечно, любая написанная вами программа будет в вашем распоряжении.

Этот раздел знакомит вас со многими программами и инструментальными средствами системы UNIX, которые вы будете использовать достаточно часто. Если вам будет необходима более полная информация по каким-либо стандартным программам, обратитесь к "Руководству программиста".

1.4.1. Что делают команды

Внешний круг системы UNIX образуют программы и инструментальные средства системы, разделенные на категории функционально. Эти функции включают:

программное окружение -
несколько программ системы UNIX, устанавливающих дружественное программное окружение, обеспечивающее интерфейсы между системой и языками программирования и использование обслуживающих программ;
обработка текстов -
система обеспечивает программы, такие как строковый и экранный редакторы, для создания и изменения текстов, орфографическую программу проверки для обнаружения ошибок орфографии, и необязательный форматер текста для создания высококачественных копий, которые подходят для публикаций;
организация информации -
система предоставляет много программ, которые позволяют вам создавать, организовывать и удалять файлы и каталоги;
обслуживающие программы -
инструментальные средства, создающие графику и выполняющие вычисления;
электронная связь -
несколько программ (например, mail) предоставляют вам возможность передавать информацию другим пользователям и в другие системы UNIX.

1.4.2. Как выполнять команды

Чтобы ваш запрос был понятен системе UNIX вы должны ввести каждую команду в корректном формате или синтаксисе командной строки. Этот синтаксис определяет порядок, в котором вы вводите компоненты командной строки. И вы должны расположить все составные части командной строки в требуемом синтаксисом порядке, иначе shell не сможет интерпретировать ваш запрос.

Пример синтаксиса командной строки:

	command option(s) argument(s) <CR>

Для каждой командной строки системы UNIX вы должны ввести как минимум два компонента: имя команды и клавишу <RETURN>. (Обозначение <CR> используется в документации как инструкция для нажатия клавиши RETURN). Командная строка может также содержать ключи и аргументы. В указанном примере синтаксиса командной строки:
command - это имя программы, которую вы хотите выполнить;
option - ключи, которые указывают как запустить команду;
argument - указывает на данные, которые эта команда обрабатывает, обычно это имя каталога или файла.

В командной строке, которая включает ключи и/или аргументы, каждый компонент отделяется друг от друга по крайней мере одним пробелом. Если аргумент содержит пробел, его надо заключить в двойные кавычки. Например, если аргумент sample 1, то вы должны указать его в командной строке как "sample 1". Если вы позабудете поставить двойные кавычки, то shell будет интерпретировать sample и 1 как два отдельных аргумента.

Некоторые команды позволяют вам указывать несколько и/или аргументов в одной командной строке. Например:

 Пример.
	  ls     -l -i     file1 file2 file3
	команда   ключи        аргументы

В этом примере команда ls использует два ключа -l и -i и три аргумента file1, file2 и file3. Ключ -l обеспечивает информацию в длинном формате, включая режим, владельца и размер, а ключ -i печатает номер inode. Система UNIX обычно позволяет вам группировать ключи, например -li, и выводить их в любом порядке. Этого нельзя делать с аргументами.

Невзирая на разное количество компонентов, не забудьте в конце командной строки нажать клавишу <RETURN>.

Чтобы выполнить команду, введите командную строку, когда на экране появится подсказка (например, символ #). Shell рассмотрит вашу команду как ввод, найдет один или более каталогов, чтобы вызвать программу, которую вы указали, и перенаправит ваш запрос вместе с затребованными программами ядру. Ядро последует инструкциям в программе и выполнит команду, которую вы запрашивали.

После завершения выполнения программы, shell сигнализирует, что готов выполнить следующую команду, напечатав подсказку.

Назад | Содержание | Вперед

GNU OCXE GNU LINUX
Сайт управляется системой uCoz